ИСТОРИЯ ГОЛОЙ МЕКСИКАНСКОЙ СОБАКИ - КСОЛО (XOLO)

Слово Ксолоитцкуинтли имеет много возможных переводов: бог, раб, проводник в преисподнюю. Признанная сегодня как национальная порода Мексики, Ксоло исполняла все эти роли столетиями. Норман Пельхам Райт пишет: "Немного пород может претендовать как древние или окрашенные прошлым подобно Ксоло, служа проводником душ, бутылкой горячей воды, и даже кушаньем, пережив землятресения и завоевание, с редкими волосами на теле... Имя означает дословный перевод "он-кто-хватает-свою-пищу-острыми-подобно-обсиди ану-зубами-и-является-представителем-бога-Ксолотла".

Участки захоронений, содержащие остатки и людей и собак, являются обычными повсеместно в Новом Свете. Ритуал захоронения предусматривает, очевидно, точное расположение собак с человеческими останками. Повсюду в Новом Свете верили в многократные преврашения, где настоящий мир является TOJIbKO лишь одним из. Для того чтобы благополучно достичь следующего мира, человеческие души нуждались в собаках - проводниках: черные, красные или желтые Ксоло были традиционным выбором на эту службу. Глиняные статуэтки Ксоло предавались земле вместе с покойным по той же причине. Глиняные и керамические изображения Ксоло, датированные 3000 лет назад, обнаружены в могилах индейцев Колима, Майя, Тольтеков, Запотеков, и Ацтеков. Ранними и наиболее примечательными являются известные глиняные собаки Колима западной Мексики, датированные 250 гг. до н.э. - 450 гг.н.э. Ксоло интенсивно разводились в то время. Майя имели одну из ранних цивилизаций, населяющих до-колумбийскую Среднюю Америку. Между 300-900 гг.н.э. они построили множество пирамид и церемониальных центров в этом регионе. Известно, что около 300 г.н.э. они вели интенсивную торговлю повсеместно на центрально- мексиканском плато и тихоокеанском побережье. Известные глиняные собаки Колима представляют собой доказательства сложной связи, которая существовала между человеком и Ксоло в течение столетий. Все эти реликвии несут отпечаток любви цивилизации к этим удивительным собакам. Хотя культура Колима не оставила письменных рассказов, почти 500 из этих красивых статуэток свидетельствуют о значении Ксоло в культуре Колима. легенда о красной собаке      легенда о красной собаке Сделанные из сильно полированной красной глины, каждая уникальна. Ксоло Колима изображены в каждой мыслимой манере: едящие, спящие, танцующие, дерущиеся. Они стилизованы, с толстыми телами, улыбающимися морда ми с выразительными морщиками между бровями, чтобы изобразить их голую кожу. Были обнаружены статуэтки всех размеров: щенков и взрослых. Многие украшены ювелирными изделиями на носу, ушах или хвостах или щеголяют забавными человеческими головами и лицами. Это, возможно. символизирует неоценимую службу Ксоло человеку как проводника в загробную жизнь. Большинство из этих статуэток были вырыты из земли в местах ритуальных захоронений. Фермеры, которые часто находят их захороненными на своих участках, называют их "тлалкойоты", что на языке ацтеков Нахуатл означает "Койот, который живет внутри земли". Многие коллекционеры платят баснословные суммы за хорошие экземпляры. Репродукции их остаются любимыми предметами коллекционирования любителей Ксоло повсюду. Большинство из них пустотелые, так как были сделаны для хранения жидкости и пищи, таким образом мертвый человек мог потреблять пищу во время путешествия в Миктлан. Они очень отличаются от настоящих собак, потому что представляют собой толстых собак с короткими и мощными ногами, но объясняется это тем, что эти фигурки были сделаны для того чтобы содержать достаточно еды или питья и уменьшить риск быть разбитыми. Однако, две характеристики были сохранены - это стоячие уши и отсутствие зубов. Тем не менее были найдены и некоторые образцы, изображающие худую особь. Наиболее старинное произведение искусства, представляющее собой женщину, целующую свою собаку, было найдено в археологической зоне Тлатилко и, также как остальные статуэтки, может быть увидено в западном зале Национального Музея Антропологии и Истории в Мехико. Сегодня глиняные собаки Колима отражают мимолетный проблеск архаической истории Ксоло.

легенда о красной собаке

Торжественные жертвенные ритуалы были задокументированы почти в каждой культуре. Из-за недостатка домашних животных в этом регионе, собаки и люди стали жертвами выбора. Ранние европейские священники и миссионеры потерпели огромный провал в своей попытке предать анафеме эти традиционные жертвенные церемонии. Большинство из этих обычаев были зафиксированы подобными неудачливыми очевидцами 15-го столетия, такими как Бернардино Сахагун. Следующая пиктография взята из старинной рукописи Махлиабечиано. Эта ацтекская рукопись была отправлена в Испанию в 1601 году. Манускрипт находился во Флоренции с 1714 года, но известен в Испании с 1601 года, где он считался первостепенной важности.

легенда о красной собаке

В соответствии с Норманом Пельхамом Райтом "История Ксолоитцкуинтли" (1960г.) большой участок захоронения Ксоло, содержащий сотни Ксоло в коллективной могиле, может быть обнаружен в городе Тенайука. Он известен как "Храм Ксолотла". Собачьи и человеческие жертвоприношения графически иллюстрированы в нескольких местах старинных рукописей Нутталь и Борджиа.

Очевидно, единый породный тип хорошо утвердился в то время. Ксоло, тогда как и сейчас, были здоровыми и устойчивыми к обычным собачьим болезням и блохам, подозрительны к посторонним, и дошли до наших дней в нескольких размерах: миниатюрный (до 35 см в холке), средний (от 35 до 45 см) и ~ большой (от 45 до 60 см). Кожа описывается как плотная, красноватого или серого цвета, иногда с пятнышками розового, абсолютно бесшерстная кроме нескольких пучков волос на голове и хвосте, большие стоячие уши, миндалевидные глаза, длинный и хлыстообразный хвост, отсутствие премоляров. Эта хорошо известная специфическая особенность расположения зубов при бесшерстности привела к окончательной. Идентификации скелетных останков Ксоло в ацтекских и тольтекских местах захоронений.

После последнего ледникового периода 13 тыс. лет назад Старый и Новый мир остался с очень несходным выбором животных видов. Климатические изменения, обусловленные глобальным потеплением, вызвали экологический кризис беспрецедентного размера. Это, в конечном счете, привело к вымиранию многих видов животных. В Европе и на Среднем Востоке некоторые виды крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз выжили. Но в Новом Свете все крупные дикие животные плейстоцидн ой мегафауны исчезли. Естественно, население этого региона осталось с очень ограниченными источниками животного белка. В результате, наиболее обычным для всех видов индейских племен Нового Света было использование собак в качестве необходимого источника пищи. Сейчас, конечно, мы смотрим на этот обычай с ужасом, но ограниченные ресурсы и жестокая окружающая среда не оставляли выбора до-испанским народам Нового Света. До прибытия европейцев домашний скот состоял из индюков, уток, морских свинок и собак. Голые собаки специально выращивались для этой цели повсюду в Мексике в течение столетий. Считаясь большим деликатесом, собачье мясо' часто приберегалось для особых случаев и церемониальных событий. Некоторые Ксоло выращивались как домашний скот: кастрировались, затем толстели на смеси черствого хлеба, зеленого маиса и гнилого мяса; и продавались как деликатес. Благодаря их прожорливости они быстро набирали вес на этой интересной диете. Отсюда существующее ошибочное мнение, что Ксоло вегетарианцы и питаются только овощами и фруктами. На самом деле они, как и все собаки, плотоядные животные"основной рацион которых должно составлять мясо или другой белок животного происхождения.

С прибытием европейских завоевателей появились попытки запретить практику потребления собачьего мяса, Ужаснувшись, впервые столкнувшись с этим обычаем, многие испанцы впоследствие, очевидно, приобрели любовь к этому местному деликатесу. Но конкистадоры не рашались готовить мясо собак для своих собственных столов. Один из рассказчиков информирует нас, что Кортез пришел в ужас, обнаружив, что его солдаты меняют свои пайки индейцам на более вкусное собачье мясо. Это должно было развиться в широко распространенную практику, раз даже заслужило внимание местного художника. Мигель Гонзалес, художник 16-ro века, - графически изобразил для потомства двух испанских солдат, пойманных в процессе жарки и пожирания некоторых местных собак, возможно Течичи.

Главным свидетельством распространения потребления собак является известный Собачий рынок в Акольуане, легенда о красной собаке впервые основанный в 1539 году, 18 лет спустя после прибытия конкистадоров. Несмотря на усилия испанцев упразднить все существующие местные обычаи, Собачий рынок в Акольуане и другие традиционные использования голых собак продолжали существовать среди туземных индейских групп в течение десятилетий. Этот город стал известен по всей Мексике своим невероятно съедобным собачьим рынком. Атмосфера, вид и звуки ацтекского собачьего рынка в Акольуане графически изображены для потомства Диего Дюраном в "Истории индейцев Новой Испании". Рисуя между 1579-1581 годами, он живо поймал переходный период после испанского вторжения. Он запечатлел много аспектов типичной жизни ацтеков, которые были медленно искоренены, включая распространение и многостороннее применение собак индейским народом. В соответствии с хроникером Диего Дюраном рынок привлекал оживленный бизнес в течение более 40 лет после испанского завоевания. Он сообщает, что более 400 собак в неделю продавались для еды, жертвенных ритуалов и захоронений по обычаю с покойными индейцами. Дюран заботливо включил несколько популярных рецептов собачьего мяса в свой доклад. Ввоз европейцами крупного рогатого скота и овец, в конечном счете, уничтожил долго существующую потребность в собачьем мясе - но не обычай.

Мореходное исследование ХУ века принесло в результате огромное количество новых открытий. Однако, какой-либо научный аспект был пресечен, так как воспринимался как вызов буквенному авторитету библии. Церковь строго защищала устойчивую точку зрения на мир: земля была плоская и все известные виды были представлены во время создания. Религиозный пыл и нетерпимость пропитали XVI век, не оставив пространства для дискуссий. Так, беспрецедентное открытие Нового Света с таким количеством ранее неизвестных форм жизни не легко было объяснить в соотвествии с традиционными представлениями библии. Это привело к некоторым довольно еретическим теориям, что даже в библии была ошибка, иначе как могли все эти животные пережить потоп? - или, возможно, что Бог организовал что-то вроде "второго мироздания" для Нового Света. Не удивительно, что какое-либо свободомыслимое предположение на эту тему было строго пресечено испанской инквизицией. Впервые столкнувшись с существованием среднеамериканских людей, испанские монархи были в затруднении как лучше поступить с этими жителями Нового Света. Единственное, что пришло на ум - необходимость обратить этих язычников в высшую веру. Священники подошли к этой задаче с военным пылом - обратить и образовать, что означает, конечно, всеобщее искоренение традиционных верований, особенно каких-либо намеков язычества и колдовства. Связь Ксоло со множеством этих неприемлемых религиозных практик должно было сделать их явной мишенью. Запрещение любого упоминания Ксоло, бесполезной и странной вещи по европейским понятиям, казалось вполне логическим во время компании завоевания, покорения и обращения. Как результат, Ксоло казалось исчезли, так как же их традиционное использование для еды, ритуальных жертвоприношений и захоронений были объявлены вне закона. Но верная своему инстинкту самосохранения Ксоло выбралась из сетей того времени. Редкие упоминания подтверждали их продолжающееся существование. Записи указывают, что голые собаки перевозились и продавались На всех главных европейских торговых маршрутах в XVII, XVIII веках. Вероятно, первобытные голые Нового Света - Ксоло - скрещивались с основными европейскими породами и впоследствии продавались на азиатских, средневосточных и африканских пряных маршрутах. Дарвин отметил их в своей книге "Разнообразие животных и растений при одомашнивании" в 1868 году, а Буффон включил их в свою "Большую естественную историю", опубликованную в 1749 году. Но объединенные усилия по глобальному разрушению культуры ацтеков, цензура и пропаганда сделали трудным проследить историю породы во времени. Но вопреки испанским авторитетам туземные люди продолжали практиковать обычаи использования Ксоло для еды, медицинских целей, для религиозных и похоронных церемоний. При случайном спаривании, конечно, невозможно было избежать утраты типа и чистоты. Но легендарная стойкость Ксоло дала возможность ей пережить эту катастрофическую эпоху.

После веков осторожного сохранения и бережной заботы на своей родине, голые собаки были восприняты совершенно по-разному европейскими стандартами. Удаляясь от их традиционного культурного значения и преобладающих тропических условий, эти своеобразные, чужестранные собаки были полностью вне европейских ценностей. Относимые к бесполезной диковинке в лучшем случае, они обычно сдавались в зоопарки или частные зверинцы наряду с редкими птицами и обезьянами. Трудно представить, что кто-то мог бы предпринять попытки по их разведению в то время. Этого и не было, пока спустя несколько сотен лет их прекрасные качества не были признаны и оценены.

Несмотря на 3000-летнюю историю Ксоло в Мексике, только в 50-х годах ХХ века порода получила здесь какое-то официальное признание. легенда о красной собаке       легенда о красной собаке Согласно породному историку и автору "Истории Ксолоитцкуинтли" Норману Пельхаму Райту, голые собаки начали появляться на выставках мексиканского кеннел клуба в 40 х годах. Это были древние туземные собаки, интерес к ним был минимальным, информация скудная, и не существовало стандарта породы, по которому их могли судить. В 1954 году м-р Райт и группа фанатов Ксоло предприняли миссию по спасению породы от исчезновения. По словам графини Лашеллес де Премио Реаль, они не были оптимистично настроены найти каких-либо подлинных особей. 400 лет невнимания наложили отпечаток на породный тип.К их большому удивлению миссия прошла успешно, и порода была спасена - 10 хороших Ксоло были собраны. С этими собаками порода была восстановлена в Мексике. Комитет, возглавляемый Норманом Пельхамом Райтом, разработал стандарт породы, основанный на древних описаниях Ксоло. В результате 1 мая 195б года Ксоло был официально признан в своей родной стране. Четырьмя годами позже приблизительно 40 Ксоло было зарегистрировано FCM {Мексиканская Кинологическая Федерация}, а к 1965 году популяция увеличилась до 70. Сегодня более 2000 Ксоло зарегистрировано в Мексике, и порода рассматривается как национальное достояние. Изображения Ксоло украшают логотип FCM, почтовые марки, появились на картинах известных мексиканских художников таких как Диего Ривера и Фрида Кало. Их интерес и узы с Ксоло выражены в великолепных настенных росписях Национального Дворца, где изображены эти собаки. Одной из любимых собак Диего Ривера и его жены Фриды Кало была сука бронзового цвета со светло коричневым ежиком волос на голове. Её называли "блондинка Чабела" и она изображена на картине Фриды Кало "Маленькая собачка". Многие другие выдающиеся люди из различных культурных слоев ценили этих собак и помогали их сохранению.

По материалам:
El Perro Mexicano. Raul Valadez Azua. 1995
El Xoloitzkuintle en la historia de Mexicano. Dolores Olmedo Patino. 1955
Hairless Dogs. The Naked Truth. Amy Fernandez & Kelly Rhae. 1998

К началу >>