"Про собаку говорят, что она чистая, а шерсть у неё
поганая. Была она сотворена голою и караулила рай.

Пришел дьявол, чтобы искусить Адама и Еву, собака его
не пускает. Тогда дьявол навёл на неё холод, и она
пустила его тогда, когда он дал ей шубу, т.е. шерсть.

Поэтому шерсть у собаки поганая".

Поверья русского народа из книги "Предания и легенды России"
(А.В.Митаев, 1992 г.)

ИСТОРИЯ ГОЛОЙ МЕКСИКАНСКОЙ СОБАКИ - КСОЛО (XOLO)

Первые европейцы, прибывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, что они обнаружили там. Многое из того, с чем они встретились в поисках золота, специй и новых торговых маршрутов, было совершенно непостижимо для них: люди, обычаи, флора и фауна, - которых они никогда не представляли даже в своих самых широких мечтах. Странные голые индейские собаки заслужили частое (не всегда благосклонное) внимание во многих ранних европейских летописях. Хроникеры экспедиции Кристофора Колумба отмечали большие популяции туземных голых собак в трех различных местах: на Кубе, Юкатане и Санта Крузе.

Францисканский миссионер, натуралист и историк, Бернардино де Сахагун (1499-1590) прибыл в Мексику во время завоевания. Посвятив свою работу по описанию той эпохи потомству, он составил прекрасный подбор наблюдаемых деталей каждого аспекта жизни и культуры Ацтеков того времени. Многословные описания всех видов фауны Нового Света, все обнаруженные типы туземных собак: Течичи, Теитцотл, Ксочиокойотл, Тлетамин и Итцкуинтли,- содержат иллюстрации.

легенда о красной собаке Если бы не работа Сахагуна, богатая история Ксоло могла бы быть потеряна. Существование породы, появление и различные роли в индейской культуре, все это отмечено в его работе: религиозные верования, обычаи и церемонии, жертвенные и похоронные ритуалы, медицинское использование и рецепты. Но при отсутствии нашего современного понятия о механизмах генетики невозможно было объяснить их свойство бесшерстности иначе, как пересказом и преукрашением широко распространенных ошибочных понятий о голых собаках. Так в своей Флорентийской Летописи Сахагун писал: "Это собака, у которой нет волос вообще; она ходит полностью голая. Она спит под плащом, который накрывает ее. Они производят ксолоитцкуинтли таким образом: когда она еще щенок, они покрывают ее скипидарной мазью, и ее шерсть выпадает полностью везде. Таким образом ее тело становится голым". На самом деле их бесшерстность - это генетическая мутация, передающаяся и сохраняющаяся в потомках.

легенда о красной собакеНазвание Ксолоитцкуинтли (по-испански Чолоитцкуинтли) происходит от имени ацтекского бога Ксолотла и Итцкуинтли, на языке ацтеков Нахуатл означающего "собака". Следовательно, два слова вместе означают "собака бога Ксолотла". С мифологической точки зрения Ксолотл - это громадный близнец, Бог близнецов, и в основном, Бог животных и растений, которые растут удвоенными (двойными). Хроникеры отмечают также, что Бог Ксолотл был посыльным (курьером) от богов для разговора с Миктлантекутли (Богом Мира Мертвых). Этот бог не хотел давать Ксолотлу мощи (реликвии), которые могли бы способствовать рождению нового поколения людей. Тогда Ксолотл принял форму собаки и украл очень большую кость и собирался отдать ее своим братьям, но он споткнулся и кость сломалась, ее кусочки были помещены в сосуд и каждое божество принесло собственную жертву, слив свою кровь в сосуд, и из этой массы появилось новое поколение потомков Макеуалес (людей), к которым мы все принадлежим.

легенда о красной собакеВеликие среднеамериканские культуры верили, что существует рай, куда души мертвых придут после длинного путешествия через Миктлан (Страну Духов). Душа должна пройти через многие места, девять из которых, например, имеют раскаленную лаву. Но в одном из мест, наиболее интересующем нас, мертвый человек должен был пересечь реку, Чихнауапан (девять рек), с этим названием сейчас существует деревня в штате Пуэбла, там душа могла найти собаку, которая была в состоянии помочь ей добраться до другого берега реки без трудностей... но...  Собака не могла быть любой породы, это была особая собака, которая принадлежала мертвому человеку, взрослая, ярко-красного цвета; думали, что черная собака не могла помочь мертвому человеку, потому что в соответствии со своим цветом могла загрязнить очищающие воды. Белая собака, можно сказать, чистая, однако, не желающая становиться грязной в очищающих душу водах. В конце этого путешествия мертвый человек представал перед Миктлантекутли (Властелином Мертвых). Совершенно необходимо отметить, что для доколумбовых культур жизнь после смерти была более важна, чем жизнь как таковая.

Ксолоитцкуинтли был представителем Бога Ксолотла, Властелина Двойственности, в данном случае жизни и смерти, Был обычай на похоронах убивать одну из этих собак стрелой в рот и хоронить останки вместе с останками человека, веря, что собака проведет душу покойного хозяина на небеса. Хроникер Фрей Бернардино Сахагун писал во Флорентийской Летописи 16-го века: "Они заставляли умершего человека держаться за ярко-красной собакой, а шея собаки была повязана хлопчатобумажной нитью. Умерший сжигался вместе с большим количеством различных предметов, служивших ему, включая орудия (рабочий инструмент), которые должны были служить ему в течение долгого путешествия в рай".

легенда о красной собакеАмериканские народности не были единственными, которые имели особое отношение к смерти и ее представителям, как видно из их могил и жертв. Мы должны вспомнить, что египтяне также представляли своё божество смерти в собачьем обличье - Анубис- с той разницей в данном случае, что он был шакалом. Но в случае, который мы обсуждаем, принципиальная характеристика Ксолоитцкуинтли заключается в абсолютном отсутствии шерсти на теле, хотя наличие коротких волос"соотвествующих цвету кожи, на голове, лапах и хвосте допустимо. Значение животных для древних народов Средней Америки может быть понято по тому факту, что почти все изображения божеств имеют близкое отношение к фауне. Собака управляет десятым днем Тоналпоуалли в обоих календарях и майи и высокогорья. В основном мы находим в письменах только изображения голов; наиболее часто встречаемая голова маленькой собачки с черными пятнами и иногда изображение краснобурой, подобной тигру, особи. В 1576 году Фрей Диего Дюран писал о подобном собачьем символе в своей "Книге о Богах, ритуалах и Древнем Календаре": "Десятый знак, который принадлежал десятому дню месяца, был Итц куинтли, что означает Собака..." Для культур Средней Америки характерно то, что люди были от рождения тесно связаны с животными, поэтому у человека, рожденного в день Тонолпоуалли, который имел животное как оберег, её или его характер и судьба попадали под влияние этого животного, Например, человек, родившийся под влиянием оленя должен был быть робким, в то время как родившийся под влиянием собаки "должен быть удачливым и всегда иметь достаточно питья и еды. Предсказано счастье и хорошее будущее, она или он должен быть смелым, великодушным и преуспевающим человеком, должен иметь много детей, быть процветающим и всегда иметь желание помогать своим друзьям..."

Марион Шварц в своей недавно опубликованной книге "История собак в ранней Америке" ссылается на другой собачий символ календаря Майя: "Шестой месяц 365-дневного календаря Майя Xul (Ксул) часто изображали как собачью голову с "хвостом" в виде солнца. Это объяснение подтверждается сходством знака Xul с морщинистым Ксолотлом и фактом, что слова "ксол" и "ксул" означают оба "собака Ксолотла" в различных языках Средней Америки. Это животное Ксул может быть ритуальной собакой, которая вела солнце в преисподнюю.

Основная ценность голых собак базируется на их известной лечебной силе. В соответствии с легендой, сон с голой собакой в течение 4 дней может принести облегчение от множества недомоганий. Они очень рекомендуются из-за их способности снимать зубную боль, колики, ревматизм и все типы суставных и позвоночных болей. Их могут держать аллергики и астматики без риска получить реакцию, вызванную присутствием собачьей шерсти. Другие источники наделяют их способностью вылечивать все, начиная от паралича до сломанных костей. Иезуитские священники, которые жили среди индейских племен в 17-ом, 18-ом веках, рассказали нам, что любой хороший индейский хозяин предлагал своим гостям двух-трех "постельных собак" для сохранения тепла.

Ида Гарретт в газете Американского Кеннел Клуба за 1935 год пишет: "Фактически, голые собаки не только имеют иммунитет от множества обычных собачьих болезней, но во многих странах уверены, что они целители таких недомоганий, как боль, ревматизм, неврит, головная и зубная боль и обычных болезней. Их часто относят к "лечебным собакам", и многие мексиканцы утверждают, что они обладают способностью переносить болезнь с тела страдающего на свои собственные. Говорят, кроме того, что они находят илистую яму или ручей и ложатся в нее до тех пор пока боль и жар не оставят их тела. Часто утвержается, что неизлечимая болезнь, однажды взятая в собачье тело, навсегда освобождает человеческого пациента, но, что если болезнь остается неизлечимой в собаке, она кончает с собой голодной смертью или топится".

Вилл Джуди в "Энциклопедии о собаках" 1936 года отмечает: "Мексиканские народы используют мексиканских голых для наружного лечения ревматизма, спя с голой собакой в прямом контакте с кожей". Невозможно определить количественно эффективность в данной области, но несомненно то, что мягкое тепло кожи собаки несет успокаивающее воздействие страдающим. Другая теория наделяет Ксоло способностью предотвращать дальнейшую беременность. Если женщина скормит пуповину своего последнего ребенка Ксоло, это будет прошение Богу Мертвых не посылать ей больше детей. Сказки об их лечебных свойствах изобиловали повсюду в южно-американском фольклоре. Порода всегда считалась проводником и защитником, и собаки защищали дом от злых духов и незванных гостей. Их высоко ценили за их цел ебную и мистическую силу и, как результат, породная чистота была пронесена сквозь века.

Продолжение>>